В Шахматном павильоне городского парка продолжается турнир по классическим шахматам памяти В.А.Черных

В Шахматном  павильоне городского парка продолжается   турнир по классическим шахматам  памяти В.А.Черныха.  О  6-ом туре рассказывает побывавший на нем корреспондент странички ШФТ Владимир Гущин.

Уже на входе в турнирный зал невольно на ум приходит мысль, что  большинство участников турнира не знает, не застало, что называется, “вживую”, Владимира Александровича. По уважительной причине. Уж больно молодые лица вокруг.  Зато есть фото. Большое красивое фото на входе в один из турнирных залов павильона.

Вглядевшись в изображение, так  и хочется подписать его так:” Ребята, не волнуйтесь. все будет в порядке!”  Да, оптимизм, причем оптимизм всегда и везде, был одной из “визитных карточек”  Владимира Александровича. Да и кто другой по характеру взвалил бы на себя все эти многочисленные обязанности председателя городской шахматной федерации. И не только взвалил, но и держал. Держал в трудные 90-ые, в опять же трудные нулевые.  На общественных началах, понятное дело.

Часто бывает так, что о большом человеке лучше  всего говорят  маленькие детали.

Вспоминаю в этой связи, бывало пойдешь на “Радугу” к Володе, как мы его все звали в те времена,  или что-то порешать по  делам, или просто пообщаться. Так почти  всегда приходилось ждать возле “точки”( как он называл свое рабочее место) в очереди из таких же страждущих с ним переговорить-пообщаться. Володя  постоянно бурлил-кипел, другого образа жизни он не признавал.

Но вернемся к будням, к 6-му туру мемориала памяти Владимира Александровича Черных. Большой интерес, по крайней мере у автора этих строк, вызвала дуэль одного из самых юных шахматистов турнира Егора Блохина и  безусловно самого опытного участника соревнований Александра Николаевича Шубного.

Интересно, так уж совпало, что Егор носит ту же фамилию, что и знаменитый советский, а потом  и украинский футболист Олег Блохин. Кстати, неофициальный чемпион мира на неофициальной дистанции – бег на 100 м. с футбольным мячом.   Соперники разыграли староиндийскую защиту. Причем юный шахматист разыграл ее своеобразно. Автору этих строк, как староиндийцу “со стажем”, больно было наблюдать за судьбой черного коня, которого Егор разместил  на поле В7.  Он (конь) томился, как российский народоволец в одиночной камере Шлиссельбургской крепости в 19-ом веке. Примерно так.   В какой-то момент  Александр Николаевич, возможно убаюканный этим обстоятельством, принял не очевидное решение – “метнул” своего коня на поле F5 сразу под много боев. Экспресс-анализ после партии показал по крайней мере сомнительность такого решения.  Владимир Александрович Черных, как подумалось автору этих строк, наверняка бы “поработал” в этой позиции минут так двадцать пять, по крайней мере. И он коня бы он точно…..взял. Но молодость города берет. Причем быстро. Егор жертву отверг практически моментально.

Наверное, поверил маэстро. А зря. На шахматной доске авторитетов быть не должно, во всем должна главенствовать объективная реальность. Что было дальше?  Отданный на заклание белый конь, неожиданно получил возможность продлить свою  жизнь ровно на один ход –  съесть староиндийского слона на G7, чем он и воспользовался. Далее в партии после непродолжительных маневров белые пошли конем на В5 и неожиданно выяснилось, что “…а король то голый…”, что пешку на С7 защищать нечем. Все, как в русской поговорке: “У семи нянек ( скопище черных фигур на двух последних горизонталях) дитя (пешка на С7) без глазу. Дальше все было делом техники.

На втором столе в партии Воронов – Башев буйствовало веселье. Причем в прямом и переносном смысле.

Что веселило черных,  понять  можно. Получить “горшок” белыми во французской защите можно. Что называется, “не знаешь броду – не полезай во”…. французскую даже белыми. Но получить “горшок” в разменном варианте  французской белыми….это надо очень постараться. Что и сделал Кирилл  Воронов. Так что веселье Федора Башева очень даже можно понять. А вот чего веселился Кирилл – это его личная квазиумофантазия….

Кирилл давно уже находится  в категории “неплохо играет”. Чтобы перейти на следующую ступеньку, в  “хорошо играет”, нужно всего-то ничего, “…мелочь, пустяк” по Жванецкому  – учить матчасть, как говорят моряки военно-морского флота. По другому – никак.

За шестым столом состоялось женское дерби: Полина Рамазанова (белые)  – Виктория Герасимова.

 

Это был точно не день Полины. Собственно, даже на фото это видно. Глядя, как она расставилась в дебюте, сразу вспомнилась футбольная команда “Интернационале” (Италия) образца 1970-х годов. Посудите сами,  одних “чистых” защитников у нее на поле было пять.   А если были “чистые”, то с точки зрения формальной логики должны быть и “нечистые” защитники. А плюс еще полузащита…. А всего игроков то, напомню, одиннадцать.  Короче, система называлась “супербетон”.    Нечто подобное соорудила на своей половине доски и игравшая белыми фигурами Полина. Честно говоря, из-за обилия игравшихся партий, я не успел заметить, когда появились трещины в бетоне. Но они появились. Когда дело дошло до эндшпиля, выяснилось,  что называется –  “У белых не хватает пешки, зато позиция хуже”….

Полина, не унывай! Держи хвостик пистолетом. Все будет хорошо! А Вика молодец!

Когда играет много  юных шахматистов и немного ветеранов, просто неминуемы поединки между ними. Вот и на  8-ом столе игралась такая партия: Захарченко – Карапетров.

“Не было ни гроша, да вдруг алтын” – такими словами можно обозначить первую  часть этой партии. У игравшего черными Эльдара “вдруг откуда ни возьмись” появилось лишнее качество. Быстро-быстро затем  у черненьких  вырисовалась абсолютно выигранная позиция. Ну, а дальше “чудо чудное, диво дивное”. Не знаю, какая уж слепота поразила  Эльдара. Ладно еще, всякое бывает, можно пропустить какой-нибудь  “полутороходовый  швендель”, но не видеть простого  шаха в один ход, причем не только слоном, но и ферзем…. А потом уже наверное спасавшую даже не копеешную тактику, а просто дорожку из двух ходов.  Мда.. Ошарашенный  необъяснимой игрой Эльдара во второй половине партии,  ваш корреспондент смог выдавить из себя только чисто “шахматный” совет его маме –  давать  сыну  кушать по морковке в день. Для зоркости. А сейчас, по прошествии  времени, можно добавить: и по одной чайной ложке сметаны или постного масла. Каротин ведь усваивается только в присутствии жиров.

А может это  воздействие на  неокрепший организм ребенка пролетевшего в опаснейшей близости от Земли астероида, нареченного астрономами “Черепом”, а ?

Интересных партий в рассматриваемом  6-ом туре было много. В данном обзоре не представляется возможным рассказать о всех. Напр., захватывающая  партия, завершившаяся  вничью,  развивалась на 9-ом столе (Мелькумянц – Мазалов).

Такой же “не ее” день, как у Полины Рамазановой, был и у нашей Эвиты  Черепановой.

Успешно сражались наши опытные шахматисты на 3-ем и 4-ом  столах (соответственно  Дюдин и Погорелов), одолевшие своих юных соперников (Еримов и Судин).

Ну и наконец,  к самому главному.  Как поется в старой песенке: “Вкусное на третье”.

За первым столом игралась партия лидеров турнира  Архипенко – Михайлов.

Перед началом партии вряд ли кому думалось, что Денис окажет какое-то более-менее серьезное сопротивление нашему очень многократному чемпиону города. Тем более  потому, что Сергей Юрьевич (похоже) набрал сумасшедшую форму. Очень приятно для тагарожцев вспомнить результаты совсем недавнего соревнования в рамках  приезда в Ростов одного из сильнейших в совсем недавнем прошлом шахматистов мира Алексея Широва. Напомню, в Ростове состоялся  мастер-класс этого замечательного советско-латышско-испанско-российского гроссмейстера (проще написать – гроссмейстера мира)  и блиц-турнир с его же участием, в котором сыграли все  ростовские гроссмейстеры и мастера (кроме Александра Галкина).  Приняли участие в этом турнире и наши сильнейшие шахматисты: Алексей Ковальчук и  Сергей Михайлов. Третий наш мастер Александр Чернявский к сожалению не играл.  Первое место, как и ожидалось, занял Алексей Широв. Второе место у гроссмейстера Габриэляна,  третье у гроссмейстера Кряквина.    Ну, а 4-ое и 5-ое у наших Михайлова и Ковальчука. Причем Сергею Юрьевичу удалось победить двух первых призеров соревнования: и Широва, и Габриэляна.

Два слова об Алексее Широве. В историю мировых шахмат Алексей вошел не только как один из сильнейших шахматистов  мира 90-х и нулевых годов, но и как  один из двух гроссмейстеров, которые не проиграли матч “великому и ужасному” Гарри  Каспарову. А история была такова. В конце 90-х Алексей прошел весь претендентский цикл к отбору на матч на звание чемпиона мира.  В финальном матче претендентов он обыграл Владимира Крамника, завоевал право на матч с чемпионом мира Гарри Каспаровым. Начавшиеся переговоры о проведении этого матча к сожалению в силу сложившихся обстоятельств не привели к успеху. Матч не состоялся. Ну, а раз матч не состоялся, значит Алексей его не проиграл. Кто не согласен с этим, может, что называется, “первым бросить в меня камнем”.  А в 2000 году к  не проигравшему Широву присоединился Владимир Крамник.

Он не только не проиграл, но и выиграл  матч, став чемпионом мира.

Но вернемся к ключевой партии тура. Денис разыграл дебют так себе,  “не мудрствуя (5 согласных подряд, о великий и могучий!!)  лукаво”. Получилось  английское начало. Более того, вывел слона на Е3 и неожиданно дал разменять его на коня, причем побил коня пешкой F. Сергей Юрьевич (возможно) от такого начала, так сказать, “без претензий” со стороны белых, как -то даже и того – расслабился. Ничем другим маневр 12. …Фа5 и 13. ….Фс7  вместо  правильного 12.    d5 объяснить нельзя.. Денису удалось  как-то  “замутить” позицию и в дальнейшем пошла интересная, с открытым забралом  игра на три результата. К сожалению на сфотографированном бланке  партии на ходах №24 и 26 обнаружилась очевидная не стыковка, которая не дала автору этих строк партию проанализировать. Потому ограничусь впечатлениями болельщика, следившего за партией. Денис держался молодцом и интрига еще долго сохранялась. До тех пор, пока на доске не возник Его величество Эндшпиль. Причем с довольно редким материальным соотношением: ладья, конь и две пешки Дениса и ладья и пять пешек Сергея Юрьевича.

Три на две на королевском плюс А и С проходные. Ну здесь Сергей Юрьевич был в своей стихии. Незримо возникла и тень Николая Миновича Кривуна – его Учителя- блестящего мастера  именно эндшпиля. Николаю Миновичу только-только исполнилось бы 82….

В концовке партии король и конь Дениса безуспешно боролись против короля и строя пешек  h,g,f. Сергея Юрьевича.

Комментарии запрещены.

УЗНАТЬ СВОЙ РЕЙТИНГ ФИДЕ РЕЙТИНГ-ЛИСТ РШФ 2700chess.com for more details and full list 2700chess.com for more details and full list
Poll
Архивы
Кто онлайн
24 посетителей онлайн
2 гостей, 22 bots, 0 зарегистрированных